Автор статьи - Мария Степанова - лауреат международных и всероссийских конкурсов, преподаватель "Санкт-Петербургской детской школы искусств им. Е.А. Мравинского".

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ!

Что обычно приходится рассказывать родителям и детям. Что напоминать и чему учить.

⚜Первое и самое важное – музыкальная школа, школа искусств – это не дом культуры. В чем разница? В доме культуры и т.п. можно ничего не делать от занятия к занятию. Т.е. весь творческий процесс происходит только во время встречи с педагогом. Поиграл, что-то приобрёл для себя, всё – до следующего раза. В школе же ты занимаешься самостоятельно от занятия к занятию и приходишь с прогрессом после музицирования дома. Объяснили в классе, закрепили, дома отточили, совершенствуем дальше.
⚜Второе – музыканты занимаются упорно! Мы не делаем домашку, как в школе! Решили пример, получилось и забыли. Нет! Мы играем каждый день одно и тоже, зубрим, отрабатываем, оттачиваем – как угодно. Довольно монотонно и сложно! Разбирая на мелкие элементы. Такая наша судьба. И делаем это каждый день (ну или почти каждый). Ты сам сделал этот выбор – путь настоящего музыканта и пришёл в предпрофессиональное учебное заведение.
⚜Третье – учитель музыки не предоставляет услугу для вашего ребёнка! Он не обслуживающий персонал. Ваш педагог по специальности – это ваш гуру, честь и хвала которому! В моё время преподаватель считался, как музыкальная мать (отец) и это было верно! Это очень тесный и крепкий союз (если педагог адекватный).
⚜Четвёртое – учитель не мотивирует бесконечно ваше чадо! Мотивация и заинтересованность имеет место быть, но далеко не всегда! В основном, заниматься музыкой – это пахать! Найдёте бесконечную мотивацию в пахоте? Сомневаюсь. Мы не играем в игру “понравься мне”, мы вместе делаем дело, очень сложное. И что оно сложное, ты знал до того, как пришёл в школу искусств. Ни у кого не возникает сомнений, что будет сложно, отдавая ребёнка в школу олимпийского резерва. У нас по сути (в идеале) тоже самое!
⚜Пятое – современные дети в большинстве своём не понимают, что к ЛЮБОМУ взрослому человеку нужно обращаться на “Вы”. К сожалению это приходится тоже объяснять. Что взрослого нужно уважать и обращаться к нему с должным почтением. Кстати, многие не утруждают себя запоминать имена своих преподавателей. Да как так-то? Это же люди, которые отдают вам самое главное – ваше личное развитие!
⚜Шестое – важное! Выбирать для ребёнка ремесло помимо школы нужно тщательно! Нужно понимать, что ходить на шахматы, на футбол, гимнастику и в музыкалку у вас не получится! Максимум в первый год. Хотя были индивиды, но это редкий случай за годы. А дальше…на шахматах 6 тренировок в неделю, на футболе 6 тренировок, музыкалка 5 раз в неделю + домашние занятия. Ну что? Ещё на английский его? Пожалейте пожалуйста детей! Выбирайте одно основное, а МЕЛКИМИ дополняйте! И будет всем счастье!

Полезные статьи для родителей

10 причин отдать ребенка в музыкальную школу  

Текст принадлежит доктору искусствоведения, доктору психологических наук, проректору Российской академии музыки им. Гнесиных Д.К. Кирнарской.

Несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песни Чебурашки и слуха у него нет;  

несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»;  

несмотря на то, что ребенку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и так далее…Есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицирование – это квинтэссенция, апофеоз светских манер.  

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!  

3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.  

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.  

5. Музыка структурирована и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, также сплошь иерархического и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспевали в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.  

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».  

7. Музыканты мягкосердечны и и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и поэтому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».  

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам или классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.  

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.  

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп. 1-9. Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.  

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно занимались.  

И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

 

Занятия музыкой замедляют процесс старения

03.02.2012 Ирина Юзбекова Версия для печати

Экспериментальные исследования ученых из Северо-Западного университета в США показали, что многолетний опыт занятий музыкой замедляет возрастную деградацию мозга.

Участниками эксперимента стали 87 человек с нормальным слухом. Часть из них были связаны с музыкой — они начиная с девяти лет и на протяжении всей жизни играли на каком-либо музыкальном инструменте, а также получили музыкальное образование. Остальные наблюдаемые были представителями других профессий или имели опыт обучения музыке не более трех лет.

«Пожилые музыканты не только превзошли своих немузыкальных ровесников, распознавая звуки, но делали это также быстро и точно, как и молодые участники, не увлекающиеся игрой на инструментах», — отмечает невролог Северо-Западного университета Нина Краус. Это подтверждает идею, что активные занятия музыкой на протяжении всей жизни сильно влияют на функционирование нервной системы.

«Нам удалось сделать интересные и важные выводы, — считает профессор нейробиологии и физиологии Колледжа искусств и наук Вайнберга Дон Каспари. — Они показывают, что избежать возрастной потери слуха возможно — для этого нужно натренировать свой мозг». Сам Каспари много лет работал над проблемой потери слуха.

Новые данные показывают, что интенсивное обучение даже в конце жизни улучшает процесс обработки речи у пожилых людей и, как следствие, помогает им общаться в сложной акустической обстановке.

Предыдущие исследования, проведенные в лаборатории слуховой неврологии Северо-Западного университета, позволяют предположить, что музыкальное образование может компенсировать потерю памяти и трудности в распознавании речи в шумной обстановке — две самые распространенные жалобы у людей преклонного возраста. В частности, в лаборатории широко изучалось влияние наличия музыкального опыта на пластичность мозга на протяжении всей жизни у обычных людей, а также у студентов образовательных учреждений.

«Мы поняли, что занятия музыкой позволяют сохранять живость реакции и отличать одни звуки от других», — резюмирует Нина Краус, добавляя, что результаты ее исследования все же не доказывают, что занятия музыкой однозначно предотвращают старение мозга.

«Если мы тренируем какие-то профессиональные навыки, способности или качества, то будет закономерно, что они хорошо разовьются. Так как музыканты всю жизнь тренируют свой слух, то даже в преклонном возрасте они способны ясно воспринимать речь. В этом нет ничего особенного», — комментирует выводы американских ученых заведующий лабораторией функциональной нейроцитологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Михаил Свинов.

Руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН Виталий Фокин считает, у людей, которые занимаются музыкой, активнее формируются связи между нейронами.

«Обычно те, кто занимается музыкой, проходят курс обучения в детстве. В это время мозг развивается намного лучше, — рассказывает ученый. — Человек, обучаясь игре на музыкальном инструменте, совмещает двигательную координацию и звуковое восприятие. Двигательные упражнения также оказывают положительное влияние на человеческий мозг. Кроме того, ребенок, приученный с детства играть, например, на фортепьяно, развивался в образованной социальной среде. Скорее всего сама обстановка в такой семье способствовала его умственной активности».

музыка , процесс

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/02/03/cnews/562949982718879

 

10 причин для обучения ребенка музыке

 

1.   Занятия музыкой учат концентрации внимания и умению держать в голове много каналов информации, что просто необходимо в овладении многими современными профессиями.

 

2.   Занимаясь музыкой, ребёнок тренирует математические способности и развивает пространственное мышление.

 

3.   Музыка стимулирует работу мозга, помогает формированию аналитических способностей.

 

4.   Музыка  благотворное влияние на интеллектуальный рост детей, учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.

 

5.   Музыка и речь - психологические родственники. Музыкальные занятия оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, а также в лечении речевых расстройств.

 

6.   Привычка слушать другого и понимать его, которое воспитывает музыка, делает человека мягче и терпимее, учит взаимопониманию.

 

7.   Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.

 

8.   В будущем, чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом.

 

9.   У музыкального ученика меньше проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают наблюдения психологов и педагогов.

 

10.   Музыкальные занятия способствуют самодисциплине и учат правильно организовывать свой досуг.

ВАШ РЕБЁНОК БУДЕТ УСПЕШНЫМ

 ВО ВСЕМ И ВСЕГДА !


 

 

Десять заповедей

для родителей

выдающегося польского писателя и педагога

Януша Корчака

 

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

 

2. Не требуй от ребёнка платы за то, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, это и есть необратимый закон благодарности.

 

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнёшь.

 

4. Не относись к проблемам ребёнка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.

 

5. Не унижай.

 

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

 

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное. 

 

8. Ребёнок - не тиран, который завладевает твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Ребёнок - разворачивающаяся, как свиток, любовь матери и отца, у которых будет расти не "наше", не "своё", не "собственное" дитя, но таинственная душа, данная на хранение и сопровождение, пока неопытна и беззащитна.

 

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

 

10. Люби своего ребёнка любым - неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым... Общаясь с ним - радуйся всегда с полным правом, потому что ребёнок - это твой праздник, который пока с тобой.

 

 

 

 

 

 

©  Ольга Крупченко

 http://mebeos.ru/article/25/esli_rebenok_ne_hochet_hodit_v_muzykalnuyu_shkolu

    

Если ребенок не хочет ходить в музыкальную школу

 Отдали ребенка в музыкальную школу, а он не хочет заниматься, что делать? Бросить или заставлять заниматься? В раздумьях, отдавать ли ребенка в музыкальную школу - как понять, есть ли у малыша способности, стоит ли учиться?

Учить ребенка музыке или нет?

Александра, 28 лет: «Моя мама не спрашивала меня - хочу ли я учиться играть на фортепиано, просто отвела меня в школу и сказала, что теперь я буду учиться играть на пианино. Я не хотела учиться, меня заставляли, я даже плакала, зато теперь, когда я выросла, могу сказать с уверенностью маме спасибо, что не сдалась и водила меня на учебу в музыкальную школу, я играю везде, где только попадается инструмент с удовольствием, для себя».

Но есть и другие мнения.

Наталья, 55 лет: «Я была так счастлива, когда родители в 3-м классе разрешили мне больше не ходить в музыкальную школу и продали фортепиано, это был очень гуманный поступок со стороны родителей, я совершенно не люблю музыку и до сих пор ею не интересуюсь».

Кострова Елена Константиновна, концертмейстер музыкальной школы №47

«Все дети сопротивляются обучению, редко кто из детей с радостью будет заниматься даже один час в день. Я считаю, что в любом случае стоит учить ребенка музыке, это общее развитие, это движение вперед, и если альтернатива этому - мультфильмы и безделье, значит надо учиться дальше».

Нет общего ответа для каждого ребенка - бросать ему музыкальную школу или нет. Все зависит от характера вашего ребенка, частного случая. Понять и принять окончательное решение может только родитель. Изначально разберитесь: нет ли в вашем случае не только нежелания ребенка учиться, но и собственной лени? Ведь заставлять ребенка заниматься музыкой очень трудное занятие, особенно, когда ребенок сопротивляется. Если ваш ребенок по характеру ленивый, ничем толком не хочет заниматься, все бросает - лучше не оставлять музыкальную школу. Если вы видите в своем сыне или дочери оформленный целеустремленный характер и четкое, достаточно осознанное понимание того, что музыка ему не интересна, не нужна и мешает развиваться в другом направлении (например, ребенок хорошо рисует и это ему нравится) тогда смело бросайте музыкальную школу, в конце концов, если он действительно захочет заниматься музыкой, то и потом во взрослом возрасте выучится и будет играть.

Как понять, чему учить ребенка? Что влияет на принятие решения? - Данные? Слух, чувство ритма, традиции в семье: например, все умеют играть на каком-то музыкальном инструменте? В любом случае, любой родитель, который собирается учить ребенка музыке, должен понимать, что учиться придется и ему тоже! Вам придется сидеть на уроках и слушать, запоминать чему учат вашего ребенка, учиться вместе с ним. Придется каждый день, методично сидеть и заниматься с ребенком музыкой. А если вы даже не знаете названия нот, вам придется их выучить. Оправдают ли себя затраченные усилия – никому не известно. Но точно также не известно получится ли из вашего ребенка спортсмен, актер, художник…  Как быть?

 

Существует мнение, что занятия музыкой помогают лучше развиваться обоим полушариям мозга, но на самом деле это касается только тех музыкальных инструментов, где одновременно играют две руки.

1.      Стоит определиться и задать самому себе вопрос: зачем я отдаю ребенка учиться музыке? Для общего развития? Для карьеры музыканта? Чтобы без дела не болтался? Чтобы приобщался к прекрасному? Главное, чтобы вы сами точно знали, зачем вам это нужно. Для общего развития отдайте ребенка учиться играть на гитаре, хотя бы во дворе пригодится, к тому же гитару можно взять с собой. Для общего развития не обязательно идти учиться в музыкальную школу, школа отнимает слишком много времени (помимо специальности, есть еще сольфеджио, хор и все занятия посещать нужно обязательно!), отдайте ребенка к частному учителю, при школе часто обучают платно игре на фортепиано, в домах культуры бывают подобные кружки.

2.      Спросите своего ребенка, на каком инструменте ему бы хотелось играть. Но как он вам ответит, если он не пробовал? Очень многие малыши, когда их спрашивают: на чем ты хочешь учиться играть, отвечают – на дудочке, но это вовсе не значит, что в итоге им это понравится. Просто представлений у большинства детей о музыкальных инструментах нет: значит, прежде чем спрашивать, нужно показать ребенку каждый инструмент, как он звучит, и знать это самому. Иногда спрашивать - хочет ли он вообще обучаться музыке - не имеет смысла, потому что ребенок может просто не понимать, что ему предлагают. Ребенок может также сказать «не хочу» на любой вопрос такого рода: «Хочешь ты заниматься танцами, музыкой, спортом?» ит.п. Все зависит от ребенка. Конечно, бывают дети, которые четко знают, чего хотят. Сын моей подруги в 6 лет попросился в математический кружок. И с радостью ходит туда уже который год.

3.      Учитесь понимать характер вашего ребенка. Бывают дети, которым ничего не хочется делать, им все лень, таким детям бесполезно предлагать на выбор какие-либо занятия, все дела, которые даются с трудом, они обязательно бросят. Понять, что ваш ребенок именно такой, легко – обратите внимание, как он реагирует на трудности: самые простые поручения с детства – надеть колготки, завязать шнурки, взять самому вилку или ложку ит.п. Если малышу с трудом даются даже такие простые задания, ему не хочется самому лишний раз что-либо делать, значит, ваш малыш не хочет проявлять инициативу, и скорее всего, весьма ленив. В этом случае смело отдавайте его туда, где придется трудиться каждый день: в музыкальную школу, в спортивный кружок ит.п.

Но если вы видите, что ваше чадо вполне самостоятельно, в нем есть такие качества, как упорство, целеустремленность – обязательно спросите такого ребенка, чем бы ему хотелось заниматься, что ему нравится или не нравится. И прислушивайтесь к его мнению.

4.      Не навязывайте своему ребенку свои мечты: вы мечтали уметь играть на гитаре (скрипке ит.п.) – почему ребенок должен реализовывать ваши мечты? В этом случае возьмите себе учителя, и не мучайте ребенка, особенно, если у него нет слуха.

5.      Купите специальный стул для фортепиано (он подкручивается по высоте), все, что может вдохновить ребенка на «подвиги» каждодневного труда: красивую обложку для нот, подставку для музыкального инструмента, дирижерские палочки, ярктй футляр для инструмента и тому подобное. Обставьте место для занятий, как место, где совершаются волшебства, и всегда помните, что перед вами ребенок, которому хочется убежать играть в игрушки.

 

Личный опыт

Меня учили в детстве играть на фортепиано. Я не сопротивлялась, но и не усердствовала. Мне нравилась атмосфера музыкальной школы, старинное здание, но сами ноты, произведения пролетали мимо моего сознания. Я окончила школу и больше не играла. Мне больше нравилось читать, писать стихи и рассказы. Я могла бы сказать, что училась напрасно, но, теперь я помогаю учиться моей дочери, а также, потихоньку обучаю мужа, если бы я  не училась в музыкальной школе, я не смогла бы помочь дочери, мужу научиться играть.

 Когда подросла моя дочь, у которой также как у меня есть слух. В нашей семье не стоял вопрос – отдавать ее учиться музыке или не отдавать. Музыка это как часть культуры, музыка развивает, музыка делает ребенка умнее – решили мы. И отвели дочь учиться играть на скрипке. Я считаю, что отвели рано, в 5, 5 лет. Она капризничала, не хотела ничего изучать. С тех пор прошло уже несколько лет, дочь учится играть уже на фортепиано, и учиться по-прежнему не всегда хочет, хотя учительница говорит, что она очень способная. Но для себя я сделала определенные выводы, наблюдая за своей дочерью.

 

1.      Каждый ребенок индивидуален, но все-таки большая часть детей готовы к обучению музыке в 8-9 лет, когда уже пройден первый класс школы. К тому же у некоторых детей слух окончательно формируется к 7-8 годам, иногда даже может казаться, что у ребенка нет слуха, а он вдруг появляется в 7 лет.

2.      Как правило, дети в возрасте 5-6-7-ми лет не знают, чего они хотят, и чаще всего хотят только играть в игрушки, а не учиться или трудиться. (Дочь бросила за это время танцы, скрипку, хоровой кружок). И многое может понравиться лишь в процессе. Обучение музыке дело не простое, требует каждодневного труда и усилий – трудно даже для взрослого человека, значит, ребенка придется заставлять заниматься. Зато, каждодневные тренировки будут воспитывать усидчивость, трудолюбие, упорство. Занятие музыкой развивают мозг, коммуникабельность, помогают развить силу характера, преодолеть лень, нежелание что-либо делать в целом (спорт также воспитывает эти качества, но все-таки спортом не требуют заниматься дома, а значит, ребенок в меньшей степени воспитает в себе такие качества, как усердие и дисциплинированность).

3.      У многих детей талант проявляется вовсе не в детстве, а желание и дальше заниматься музыкой может возникнуть и вовсе в 4-5 классе музыкальной школы.

4.      Если ребенку не нравится ходить в музыкальную школу, причина может быть в учителе, либо ему не нравится инструмент: попробуйте поменять учителя или инструмент. (Дочь не желала ходить на хор, поменяли преподавателя, теперь при слове хор бросается мне на шею и кричит «ура, пошли».)

5.      Можно поддаться на уговоры ребенка и все-таки бросить заниматься музыкой, если он очень настаивает – но тогда должна быть очевидная альтернатива, другие занятия, которые также помогут ему развить в себе столь нужные качества: упорство, трудолюбие, волю. Если альтернатив нет (клуб английского, математический кружок, серьезная школа танцев, спорт, художественная школа) или ребенок ничего не хочет – лучше продолжить заниматься дальше.

Как уговорить заниматься?

 

Существует лишь два способа: «кнут или пряник». Можно запретить смотреть мультфильмы, а можно разрешить посмотреть 1 любимый мультфильм, но только после занятий.  Простое правило поможет вам завлечь ребенка: любите то, что вы делаете, и вам не придется заставлять его заниматься, творческий подход в совокупности с интересом поможет вам в этом нелегком деле: учить уроки, учить музыкальное произведение ит.п.

Вывод:  Чем бы вы не занимались, любое занятия должно быть в радость, тем не менее, в жизни приходится делать много дел, при реализации которых нам приходится заставлять себя трудиться и никто кроме родителей не сможет научить ребенка преодолевать лень, нежелание что-либо делать. А кружки, музыкальная и общеобразовательная школы лишь косвенно помогают нам в этом.

Есть ли в вас самих желание учить музыке ребенка? Любите ли вы музыку так, чтобы суметь привить малышу такую же любовь? Если ответ «Да» - продолжайте учить ребенка, а если еще не отдали малыша обучаться - смело записывайтесь в музыкальную школу.

 

 

 

 

 

Автор статьи: Рената Сафронова член Союза журналистов России

(по материалам сайта www.yugzone.ru) 

Музыка и здоровье

 

По тихой, старой московской улице шла я как-то и услышала из окна чудесные звуки Шопена. Удивилась. Ведь в этом доме находится Российский научно-исследовательский институт.

 Открыв массивные двери, вошла в подъезд, поднялась по лестнице, нашла комнату, откуда доносилась музыка. Врачебным кабинетом нельзя было назвать это помещение: на стенах - картины, за столами - склоненные головы молодых людей, рисовавших портреты, пейзажи. За фортепиано сидела девушка и играла.

 Что это - художественное училище? Нет. Приветливый, импозантный мужчина, подошедший ко мне, отрекомендовался: психотерапевт, заведующий лабораторией Института психологии Российской академии наук, профессор Миланского университета новой медицины и МГУ имени Ломоносова Владимир Леонидович Райков.

 Снова удивилась я, узнав в нём актера, который создал образ министра Хвостова в известном кинофильме “Агония”. В.Л.Райков - многогранных способностей человек: доктор, философ, поэт, киноактер.

 Здесь, в лаборатории медицинского центра, он восстанавливает здоровье пациентам, страдающим неврозами и другими заболеваниями. "Чрезмерное увлечение дискотеками, шумной поп-музыкой, компьютерами перегружает, а порой разрушает психику человека, особенно молодого организма, - говорил профессор. - Люди приходят сюда, рисуют, слушают классическую музыку, приобщаются к высокой культуре”.

 "Осознание способности творческого разума как высшей формы достижений эволюции Вселенной, - не есть ли одна из благодарных возможностей сохранения и дальнейшего развития человечества, - рассуждал В.Л.Райков. - Говорят, мир спасет красота. Я добавлю, - сказал он: творчество во имя красоты и жизни спасет мир. Велика заслуга в этом поэтов, художников, музыкантов”.

 Профессор называет их деятельность “творческой самореализацией”. Человек разумный - это, прежде всего, творец. Создав Разум, Вселенная создала фундамент осознания свободы личности, ощущения своего предназначения. Стремление к творчеству, к высотам, к звездам и определяет термин “творческая самореализация”. Как гласит пословица: per aspera ad astra (через тернии к звёздам). „Этим мы и занимаемся”, - улыбнувшись, заключил нашу беседу профессор Райков.

 Он любовно окинул взглядом своих пациентов, прислушался к чарующим звукам шопеновской мелодии и произнес: "Мы помогаем выявить дарованный им природой талант и оздоровить, избавить от того или иного недуга.”

Стремление к прекрасному, к творческой самореализации живет во все времена существования разумного человечества. Великий польский композитор и пианист Фридерик Шопен еще при жизни был признан гениальным. К пяти годам он прекрасно играл несложные пьесы, а в 12 лет уже не уступал лучшим пианистам. С особой одухотворенностью, изяществом исполнял он собственные сочинения: мазурки (их он написал 58), прелюдии, баркароллу, вальсы (их было у него 17); да еще 16 полонезов, 27 этюдов. По воспоминаниям современников, выступления Шопена всегда проходили с огромным успехом.

Медики давно обратили внимание на то, что музыка Шопена, да и не только его, помогает лечить болезни и души людей. В одних произведениях - бравурность и блеск, которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность; такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.

В числе делегации журналистов я побывала в Германии, в частности, в Веймаре - городе Гёте и Шиллера, в городе Эйзенахе, где родился великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Кстати, по удивительной, случайной игре слов, “бах” по-немецки означает “ручей”. И музыка Баха, казалось бы, родившаяся из родничка, вылилась в огромное море, в океан чувств и звуков. Его органные прелюдии, фантазии, токкаты мощным потоком захлестнули, завоевали весь мир. Не забыть мне посещения дома-музея Баха.

 Как завороженные смотрели мы на клавесин, которого, возможно, касались руки великого маэстро. В нашей делегации была пианистка. Получив разрешение, она села за старинный инструмент. И зазвучали “редкие аккорды клавесина”, - вспомнились стихи Анны Ахматовой.

 Мне предложили, в качестве диктора-комментатора на фоне звучавшей музыки читать небольшой рассказ о жизни и творчестве Баха (перевод с немецкого языка на русский). Нахлынувших чувств моих передать невозможно: почудилось, будто это Он сидит за клавесином, откуда доносилась Его мелодичная пьеса. Звучала музыка, и я рассказывала, как блистательно играл Бах в церкви, в большом концертном зале. Вот он садился за орган.

 Таинственно поблескивали трубы разных форм и размеров. Этот необычный, величественный инструмент может издавать разнообразнейшие звуки: и голос флейты, и переливчатый звон колокольцев, и тромбон с его низким тембром. Пальцы Баха касались клавиш. Раздавался первый мощный аккорд, и лилась волшебная музыка с причудливыми вариациями. Его называли повелителем мира звуков, сравнивали с легендарным Орфеем - “создателем божественной музыки, гимнов” Древней Греции.

 

Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,

 На звуки её сбегались из леса звери,

 Но искусство Баха по праву считают выше,

 Потому что весь мир дивится ему...

Русский музыкальный критик А.Н.Серов писал: “Бах не перестает быть великим, быть может, величайшим, мелодистом. Только он любит заставлять петь не один голос, а многие разом, создает не одну нить мелодическую, а целую ткань одновременных мелодий”. Великий ученый Эйнштейн говорил, что в музыке Баха он слышал “гармонию Вселенной”.

 

Пусть голоса органа снова грянут,

 Как первая весенняя гроза...

- этими словами закончила я рассказ у клавесина в доме Баха, и осмотрелась: какие ясные, просветленные лица окружали меня. Словно через очищение прошли наши души и сердца, соприкоснувшись с миром величайшего из музыкантов. Поистине музыка лечит! Многие специалисты подтверждают это. Да и мы сами ощущаем, что музыка может сильно воздействовать на живой организм. Праздничное, приподнятое настроение создает творчество Иоганна Штрауса. “Король классического венского вальса” (сын) написал 500 вальсов, полек, галопов, кадрилей.

 Душа радуется, когда слышишь вальс Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”! Торжественно-величаво звучит полонез Петра Ильича Чайковского в опере “Евгений Онегин”. А какая дивная картина предстает перед нами, когда слушаешь произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”! Словно живописное полотно художника, расцвеченное лучезарными красками утренней зари, будто живительные струи воздуха пробуждающего светлого дня обволакивают вас. Такая музыка успокаивает, благотворно влияет на человека. 

 

Русский писатель Ф.М.Достоевский рассказывал, как в 1848 г. Общество любителей словесности посетил композитор Михаил Иванович Глинка. Он тогда играл Шопена, Глюка и собственные сочинения. А потом разошелся и исполнил свою знаменитую “Камаринскую”. Достоевский слушал, и вспомнился ему один из весенних вечеров, накатившееся внезапно странное состояние, похожее на то, как если бы вы “шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг услышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка ... вы проходите мимо, развлеченный, взволнованный, в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы будто слышали жизнь...”. О том, как воздействует музыка на человека, поведал нам российский писатель и врач В.В.Вересаев.

 

 В своем произведении “В тупике” он вводит читателя в стародворянское общество, где одна из героинь романа, пианистка Гурниенко, играла собравшимся в зале “осколкам” старорежимного строя пьесы Бетховена, Шопена. “Большие глаза ее засветились загоревшимся изнутри светом и стали прекрасными. И вдруг всё злобное, придавленное, испуганное стало таять в людях и испаряться. В полутемной зале засияла строгая, величавая красота”. Потом “Гурниенко заиграла “Осеннюю песню” Чайковского. Мелодия под ее пальцами стала новою, хватающею за душу. Липовые аллеи. Желтые листья медленно падают. Издалека льется тоска скрипки осенней”. Вот и поэт Валерий Брюсов в стихах выражает свое отношение к музыке, вернее, влияние её на состояние души:

 

Я не в силах восторга

 мечты превозмочь,

 Повторяю напевы старинные,

 И спешу, и бегу, - а прекрасная ночь

 Стелет тени, манящие, длинные...

 

Под музыку люди поют, танцуют, устраивают свадьбы. Наши далекие предки создавали музыкальные инструменты, которые использовали в религиозных и культовых обрядах. В московском Историческом музее хранятся две флейты, сделанные из трубчатых костей животных. Это самые древние музыкальные инструменты, найденные в европейской части России, в частности, на берегу озера в Мещерах. Значит, еще 4.000 лет назад первобытные люди нуждались в средствах, с помощью которых можно было издавать определенные звуки, поднимавшие эмоциональный, победный тонус или завораживавшие, гипнотизировавшие ритмы. Во времена древней Спарты воины шли в бой под звуки деревянных инструментов. Большое значение маршевой музыке придавали русские полководцы А.В.Суворов и М.Д.Скобелев. “Музыка удваивает, утраивает армии”, - говорил Суворов. Марши помогают совершать длительные трудные переходы.

Известные русские ученые В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др. отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, на дыхание, кровообращение. Те или иные мелодии могут поднимать артериальное давление или понижать его, убыстрять пульс или замедлять.

 Немецкие врачи в Мюнхене нередко, помимо обычного лечения, рекомендуют больным музыкотерапию: прослушивание произведений Бетховена, Моцарта и других композиторов. Учеными также было замечено, что игра на кларнете положительно влияет на кровообращение, такая музыка нормализует сердечно-сосудистую систему.

 Нежные скрипичные мелодии или же исполняемые на фортепиано успокаивают. Вспомните серенаду австрийского композитора Франца Шуберта “Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной...” - плавно льется мелодия, создавая светлое, мечтательное настроение. А если послушать “Времена года” П.И.Чайковского! Одна из самых популярных пьес этого альбома - “Баркаролла” (песня лодочника). Композитор вложил в нее свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия завораживает. Или из этого же альбома - “Апрель. Подснежник”.

 Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.

 

 

Из древнегреческой мифологии пришел к нам бог света, златокудрый красавец Аполлон, который покровительствует художникам, поэтам, певцам и музыкантам. Легенда рассказывает, как с серебряным луком за плечами и с кифарой - музыкальным инструментом античной Греции - в руках проносился он над морской пучиной, над горами и ущельями, разил стрелами злых врагов в образах безобразных чудовищ и, притрагиваясь к золотым струнам кифары, пел торжествующую, победную песнь. Легенда также гласит, что Аполлон взрастил двух сыновей. Один из них Орфей - певец и музыкант. Другой - Эскулап, который, овладев врачебным искусством, стал богом-целителем. До сего времени его почитают медики.

Музыка и здоровье - понятия эти близки друг другу. А вот соединение профессий музыканта и врача - явление редкое. И всё же есть такие уникумы. Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин был талантливым ученым-химиком. Он с отличием окончил Медико-хирургическую академию, защитил диссертацию на доктора медицины, был среди таких видных деятелей российской науки, как А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.И.Сеченов, С.П.Боткин. Но работа ученого медика не помешала ему сочинить музыкальные произведения: романсы, симфонические концерты, и создать главное свое детище - оперу “Князь Игорь”. 17 лет работал он над оперой. Музыка её вдохновляет, будит патриотические чувства. К медицине прикоснулся французский композитор Гектор Берлиоз. Родившись в семье врача, он по настоянию отца изучал медицину, но также увлекался поэзией, искусством, музыкой.

 Поступил в Парижскую консерваторию. Берлиоз создал несколько симфоний, вокально-драматическую трилогию “Детство Христа”. Особенно известна его опера “Беатриче и Бенедикт” по комедии Шекспира “Много шума из ничего”. Светлая, жизнерадостная музыка оперы создает прекрасное настроение, зажигает весельем и юмором.

 Благодаря своей журналистской деятельности я познакомилась с человеком, соединившим две замечательные профессии - музыканта, певца и врача. Сергей Ваганович Шушарджан, обладатель красивого баритона, после школы окончил Консерваторию.

 Выступал на всемирно прославленных сценах, таких, как Большой театр в Москве, Ковент-Гарден в Лондоне, Гранд Опера в Париже и др. Исполнял главные роли в операх Верди “Набукко” и “Травиата”, в опере Пуччини “Чио-Чио-Сан”. Всего 15 оперных партий разных композиторов. В репертуаре его насчитывается 500 арий, романсов, песен. Но профессионального певца притягивала и медицина. Еще в юности он заметил благоприятное влияние музыки, пения на здоровье. Продолжая петь, сумел окончить Ставропольский медицинский институт и начал работать врачом-кардиореаниматологом. Разработал свою систему восстановления организма с помощью музыкотерапии.

 Лечебно-профилактический метод, названный им вокалотерапией, состоит, прежде всего, в правильном певческом дыхании. „Существует набор специальных упражнений, - рассказывал Сергей Ваганович, - с помощью которых можно довести способность управления дыханием до совершенства”. Это своеобразный мягкий, эластичный массаж внутренних органов.

 Дыхательная тренировка по определенной системе укрепляет стенки кровеносных сосудов. Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только словом, но и музыкой, пением и даже протяжным многократным произнесением с улыбкой некоторых звуков. Например: “гон” - звук селезёнки, “шэн” - звук легких, “гуо” - звук печени, “чэн” - звук сердца, “ю” - звук почек, “дон"- звук желудка.

 В своей книге “Здоровье по нотам” С.В.Шушарджан приводит подобные примеры и современных научных исследователей. Он говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.

 Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3 - 4 раза). Очень сходное воздействие производят на организм и отдельные музыкальные произведения. Особенно, говорят специалисты, лечит музыка Моцарта. Профессией долгожителей называет С.В.Шушарджан профессию певцов. Он создал Институт медицины и музыкотерапии. Занимаясь проблемами поддержания здоровья и самосовершенствования людей, он говорит: пойте, друзья, на здоровье! 

Долголетие, увеличение продолжительности жизни человека - этими сложнейшими задачами занимается российский ученый, астролог Валерий Александрович Туев. Он вместе со своими коллегами, переворошив огромное количество справочников, российских и зарубежных, включая и книгу рекордов Гиннеса, составил обширную, интересную, можно сказать уникальную схему.

 По жизнеописаниям людей, достигших весьма преклонного возраста, по астрологическим исследованиям, а, также изучив психологические факторы, обеспечивающие активную, здоровую, долгую жизнь, ученые пришли к выводу, что все долгожители - люди творческие, стремившиеся и сумевшие реализовать свои способности. Очень важно, говорил В.А.Туев, вести “осмысленный образ жизни, быть активным соавтором своей судьбы”. В беседе со мной он рассказал об испанском дирижере Пабло Казальсе, который прожил 94 года. У него была красивая молодая жена.

 Несмотря на свой многолетний недуг (ревматоидный артрит), он всегда был полон одухотворенности, неиссякаемой жажды жизни, творчества. “Каждое утро, просыпаясь, я с нетерпением жду встречи с музыкой”, - говорил он. - “Для меня Бах - великий романтик. Его музыка волнует меня, возвращает ощущение полноты жизни”. И как бы в подтверждение этому В.А.Туев прочитал мне отрывок из своей книги “Астрология и долголетие”, написанной им в содружестве с С.Кураповым. Это был эпизод из жизни Пабло Казальса, болезненного, слабеющего от старости человека, но совершенно преображавшегося при прикосновении к прекрасному, каковым была для него Музыка.

 Вот он дряхлеющий, сгорбленный, опираясь на руку своей супруги, вошел в гостиную, подошел к роялю. Зазвучали первые аккорды. И словно чудо свершилось! Казалось, не было ни больных, опухших пальцев, которые как птицы взлетали над клавишами или быстро пробегали по ним, не было старичка - за фортепиано сидел стройный, грациозный пианист. Он играл Баха, Моцарта, Брамса. Музыка была ему лекарством. “Творческая самореализация преображает человека, вдохновляет и даже, представьте себе, делает долгожителем”, - сказал В.Туев и подарил мне свою книгу с пожеланием долголетия.

Долгую жизнь (94 года) прожила и российская писательница, публицист Мариэтта Шагинян. Она говорила: “Люди, радуйтесь своему богатству, если вы видите, слышите в эти годы, если ноги у вас идут себе, не спотыкаясь, колени не дрожат, и не хнычьте на какие-то старческие пустяки. Вы еще молоды! Я была молода в свои восемьдесят пять лет. И ноги, и глаза работали на славу... Я была так молода, что казалась самой себе моложе прежних двадцати пяти лет, потому что была охвачена глубоким, неутомимым интересом к жизни”.

 Вот что значит творческая самореализация! Она повышает тонус, настроение, продлевает жизнь. Так что живите в творчестве и здравии, дорогие читатели “Русской газеты”! Вместо таблеток и пилюль, слушайте музыку Моцарта, Шопена, Чайковского, Панчо Владигерова; занимайтесь любимым делом, самореализуйтесь!